вторник, 3 марта 2009 г.

Начало великого поста

В МУЗЕЕ личных коллекций открылась выставка “Шедевры русской иконописи XIV–XVI веков из частных собраний”. Это совместный выставочный проект ГМИИ имени А. С. Пушкина и Частного музея Русской иконы. В экспозиции – иконы XV–XVI веков из 23 частных коллекций. У каждой – своя история, своя красота. Однако, как и в XVIII веке, каждый коллекционер мечтает найти заветную доску с подписью Андрея Рублева или Дионисия. А на худой конец – рассказать хотя бы легенду, связанную с именами этих художников.
  В начале прошлого века в России начался настоящий иконный бум. Хотя до этого времени считалось, что иконопись – памятник лишь духовной жизни народа, а настоящее искусство началось в России только в XVIII веке.
  Это происходило оттого, что из-за старой олифы, копоти свечей, многочисленных записей живопись казалась темной, почти черной. И когда в 1913 году, по случаю 300-летия дома Романовых, состоялась первая выставка русских икон, над которыми потрудились реставраторы, публика была потрясена.
  Икона раскрылась.
  Возможно, если бы не печальные события Октября 1917-го, в столице мог появиться и музей русской иконы. Увы, этого не произошло, зато появилась многочисленная армия собирателей икон.
  Их преследовали, клеймили позором. Но эти чудаки, хлипкие интеллигенты, как их называли, выезжали на Север, в Архангельскую, Вологодскую губернии. И на собственных спинах, в рюкзаках, выносили памятники древнерусской живописи.
  Благодаря им в 1974 году в Музее Андрея Рублева состоялась выставка икон: 80 шедевров. Казалось, двери закрылись. И ничего подобного в России более не случится. Ан нет. Появился Частный музей Русской иконы, а вслед за ним широко “зашагали” по стране выставки икон.
  Куратор выставки от Частного музея Русской иконы Ирина Шалина радостно заверила: в экспозиции есть иконы, обнаруженные на территории Первопрестольной.
  Любую находку здесь можно расценивать как великое событие. Поскольку нашествие польско-ливонских войск в начале XVII века и война 1812 года уничтожали не только иконы, но и полностью разрушали интерьеры храмов. Так вот, на нынешней выставке реставратор Н. А. Воробьев впервые за сорок лет “обладания” иконой “Богоявление” решил показать ее в экспозиции. Это московский памятник иконописи XV века, обнаруженной собирателем в 60-х годах прошлого века на территории заброшенного храма. Несмотря на достаточно сложное состояние этой иконы, фантастический синий цвет вод Иордана притягивает взгляд.
  Еще три иконы с чрезвычайно редким и замечательным сюжетом “Никита-бесогон” (Никита, побивающий бесов) имеют московскую “прописку”. С XVI века образ великомученика Никиты стал ассоциироваться на Руси с главным гонителем бесов. А ведь для любого православного человека вопрос изгнания нечистой силы был далеко не праздным. Но как три “Никиты”, представители разных художественных центров, оказались в одном московском полуразрушенном храме, который никак не был связан с посвящением великомученику Никите? Что ж, иконы хранят больше вопросов, чем ответов.
  Изюминкой же любого собрания, по словам Ирины Александровны Шалиной, является образ Георгия Победоносца на черном коне.
  В экспозиции встретились десять таких “конников” XIV–XV веков. Цвет масти лошади связан с символикой апокалипсиса, хотя черный конь вовсе не означает зло.

Комментариев нет:

Отправить комментарий